15 июля 2020 года в рамках Недель российского бизнеса в режиме видеоконференции прошел энергетический форум «Российская электроэнергетика. Преодоление последствий пандемии».
Форум дал оценку последствий пандемии и дальнейших перспектив развития электроэнергетической отрасли.
Эксперты обсудили эффективность мер поддержки электроэнергетической отрасли; регуляторные решения в энергетике; подготовку к отопительному осенне-зимнему периоду 2020-2021 гг.
Модератор форума, председатель наблюдательного совета ассоциации «Совет производителей энергии» Александра Панина отметила, что пандемия коронавируса и развернувшаяся весной 2020 года мировая рецессия оказали существенное влияние на условия работы отраслей энергетики.
В российской электроэнергетике COVID-19 обусловил возникновение негативных тенденций и рисков: спад спроса со стороны ряда потребителей, снизивших выпуск или остановивших производство в период ограничительных мер, падение цен на электроэнергию, рост неплатежей, сокращение инвестиционных программ.
По данным Министерства энергетики РФ, наибольшее снижение потребления электроэнергии показали машиностроение, металлургия, железнодорожный транспорт, а также предприятия малого и среднего бизнеса.
По различным оценкам компаний, экспертного сообщества и представителей государственной власти, изменение объемов спроса и цен на электроэнергию по итогам текущего года составят не менее чем 3%.
Председатель комитета Госдумы РФ по энергетике Павел Завальный в своем выступлении подчеркнул, что при неработающих экономических механизмах КОММОД в правилах отбора нужно закрепить конкретные требования по КПД и энергоэффективности паросиловых и парогазовых установок, требования к локализации, соответствие проектов НДТ.
«Любой кризис – это холодный душ для отрасли. Он мгновенно выявляет «слабые места», которые были не так заметны в относительно благополучный период», – сказал Павел Завальный.
По его словам, привлечение инвестиций в электроэнергетику, ее модернизация, повышение эффективности работы были основными целями реформы отрасли. Однако в результате всех преобразований, в ситуации, когда конкуренция на оптовом рынке ограничивается при помощи разного рода искусственных механизмов, таких как перекрестка и ДПМ, и на сегодня составляет менее 50%, а конкуренция на розничном рынке электроэнергии отсутствует, отрасль оказалась во многом лишена рыночной предсказуемости и инвестиционной привлекательности.
«Фактически признанием факта инвестиционной «неинтересности» генерации можно считать то, что вслед за программой ДПМ, которая позволила обновить около 15% всей установленной мощности электрогенерации и сейчас в основном завершена, пришлось начинать ДПМ - штрих, вводить КОММОД. Только так оказалось возможно гарантировать инвесторам возврат части вложений в модернизацию», - подчеркнул Павел Завальный.
При этом итоги прошедших отборов по программе модернизации тепловой генерации наглядно демонстрируют, что пока подлинной модернизации не получается. Работает принцип отбора по критерию дешевизны, а вовсе не эффективности, и побеждает, по сути, расширенный капитальный ремонт. Единственный истинно рыночный модернизационный проект - второй блок Заинской ГРЭС – был включен в программу фактически по прямому указанию президента России.
«Нужно понимать, что, если не провести перенастройку механизма КОММОД, то программа ДПМ-штрих даст лишь продление ресурса крупных традиционных электростанций, но не принесет электроэнергетике ни новых технологий, ни повышения эффективности, и лишь снизит интерес к высокотехнологичным инвестициям в генерацию. По окончании программы можно получить не повышение, в понижение надежности и эффективности генерации, поскольку к 2035-2040 годам в отрасли станет еще больше теперь уже окончательно технологически устаревшего оборудования», - сказал Павел Завальный.
Глава ассоциации "НП Совет рынка" Максим Быстров в своем докладе уделил внимание платежной дисциплине на рынке энергоуслуг.
«Платежная дисциплина на оптовом рынке снизилась очень незначительно, если сравнивать ее с модельным 2019 годом, примерно, если по полугодию - на 0,4%, если по второму кварталу, самому тяжелому пока, - на 0,6% относительно прошлого года. В общем, оптовый рынок устоял. Неплатежи были только у традиционных наших неплательщиков, напомню: Северный Кавказ, Калмыкия, Тыва, Волгоград», - сказал он.
«Розница тоже, в общем, не показала нам каких-то драматических снижений. Были, конечно, провалы, связанные с 424-м постановлением, по отдельным группам потребителей - это ЖКХ, это управляющие компании. Но в целом надо сказать, что расчеты, например, в мае на рознице, в целом, если брать и ЭСК, и ГП (энергосбытовые компании и гарантирующие поставщики - ред.), были лучше, чем в мае 2019 года», - добавил Максим Быстров.
Генеральный директор "Евросибэнерго" Михаил Хардиков дал оценку затратам, связанным с защитой сотрудников на фоне пандемии коронавируса.
«Что касается конкретно "Евросибэнерго", мы посчитали на 2020 год наш прогноз по увеличению затрат в части защиты персонала средствами индивидуальной защиты, в части изолированных вахт, на которые мы переходили в самый пик пандемии, они составят около 1 миллиарда рублей. Это довольно существенная сумма, при этом мы не видим ни одного механизма, который мог бы позволить это компенсировать», — сказал Михаил Хардиков.
Компания предлагает "предусмотреть постепенную компенсацию этих расходов через регулирование тарифов".
Кроме того, Михаил Хардиков считает, что нужно пересмотреть лимиты на возмещение расходов по защите персонала из фонда социального страхования — увеличить их в этом году до 100% страховых отчислений предприятия с 20%.
Председатель комитета Государственной думы по энергетике Валерий Селезнев также затронул в своем выступлении вопрос неплатежей и предложил меры борьбы с невыплатами за пользование энергосетями.
«Было бы целесообразно заняться выработкой адресных мер поддержки в целях предотвращения неплатежей. Давайте возьмем за базу тех, кто потерял во время пандемии доход, таких у нас 6% от всей рабочей силы. Будем адресно вырабатывать поддержку, а не выдавать индульгенцию на неплатежи», - сказал он.
Генеральный директор компании «Энел Россия» Стефан Звегинцов назвал основные драйверы роста отрасли.
«Настало время подумать, что же дальше. Мы верим, что драйверами роста должны послужить возобновляемая энергетика, цифровизация и развитие инфраструктуры, способные поддержать российскую экономику», - сказал он.
Директор департамента развития ЖКХ Минстроя России Светлана Никонова сообщила, что правительство России будет обсуждать возможность отмены моратория на начисление штрафов за неуплату услуг ЖКХ по мере стабилизации эпидемиологической ситуации в регионах. Пока говорить об этом преждевременно.
«Что касается пересмотра принимаемых решений, сейчас в ряде регионов ситуация не совсем еще нормализована. Поэтому пока еще, по нашему мнению, преждевременно говорить об отмене особых режимов. Но хочу отметить, что это решение правительства, оно будет обсуждаться на площадке правительства по мере стабилизации эпидемиологической ситуации в регионах России», - сказала Светлана Никонова.
Она сообщила, что по последним отчетным данным регионов России, по итогам мая в целом за жилищно-коммунальные услуги уровень платежей составляет 92,5% по стране, что всего на 4% меньше, чем в аналогичном периоде прошлого года. «Наши граждане, несмотря на собственные проблемы и влияние пандемии на занятость и доходы граждан, не снижают уровень ответственности за своевременность оплаты коммунальных ресурсов», - отметила представитель Минстроя.
При этом в мае более 20 регионов показали уровень платежей более 100%. «Это значит, что тот провал, который был в апреле начинает нагоняться, соответственно, по мере восстановления ситуации в регионах, ситуации с продолжением работы предприятий, население оплачивает свою задолженность за апрель и май по коммунальным ресурсам», - пояснила Светлана Никонова.
Первый заместитель генерального директора АО Татэнерго Айрат Сабирзанов заявил, что тепловая генерация пострадала в условиях кризиса сильнее, чем другие виды генерации. Кризис выявил неэффективность ряда станций и необходимость скорейшей модернизации с упором на критерии КПД и энергоэффективности установок, требований к локализации, соответствие проектов НДТ.
Заместитель министра энергетики РФ Юрий Маневич отметил, что потребление электроэнергии в единой энергосистеме России с начала действия режима самоизоляции снизилось на 3,2%.
«В среднем с начала режима самоизоляции потребление снизилось на 3,2%», - сказал он.
В Минэнерго уточнили, что речь идет о потреблении в ЕЭС России.
Также в работе форума приняли участие президент компании «Русэнергосбыт» Михаил Андронов, вице-президент по энергетике ПАО НЛМК Сергей Чеботарев, генеральный директор компании «Квадра» Семен Сазонов и другие.
Участники дискуссии пришли к общему выводу о том, что последствия пандемии для российской электроэнергетики могут оказаться существенными. Масштабные долгосрочные инвестиционные программы (строительство, модернизация, программы цифровизации) планировались исходя из устойчивого спроса на электроэнергию и экономического роста в 1-3% в год.
В период пандемии генераторы обеспечили бесперебойное производство электроэнергии, несмотря на серьезные трудности, вызванные введением карантинов на предприятиях и сложным порядком тестирования на коронавирус.
Также было отмечено, что риск обрушения платежей в РФ за энергоресурсы во время пандемии коронавируса не реализовался благодаря мерам поддержки потребителей, в особенности, малообеспеченных категорий и малого бизнеса, а также внедрению онлайн-технологий в электроэнергетике.