30 сентября 2020 года в рамках Недель российского бизнеса прошла вторая сессия Экологического форума.
В ходе сессии «Климатические риски и возможности для экономики: взгляд государства и бизнеса» представители бизнеса и власти обсудили результаты социологического исследования отношения населения России к проблеме изменения климата; вызовы трансграничного углеродного регулирования; меры регуляторного характера по снижению выбросов парниковых газов в России и в мире; мероприятия по адаптации российской экономики и хозяйственной деятельности компаний к изменяющимся климатическим условиям.
Президент РСПП Александр Шохин в своем выступлении подчеркнул, что в настоящее время в рамках национальных проектов компаниями-членами РСПП осуществляются содействующие снижению выбросов парниковых газов мероприятия стоимостью в сотни миллионов долларов.
«Бизнес внедряет новые энергоэффективные технологии, реализует проекты по сокращению воздействия на окружающую среду и увеличению поглощения парниковых газов. В результате реализации указанных мероприятий мы рассчитываем, что к 2030 году Россия останется абсолютным лидером в мире по сокращению выбросов парниковых газов», - сказал Александр Шохин.
Он подчеркнул, что при реализации Парижского соглашения по климату особую значимость для бизнеса приобретает формирование в России эффективной модели государственного регулирования выбросов парниковых газов.
«Одним из ключевых рисков для российских компаний в рамках климатической повестки является возможное введение в Евросоюзе трансграничного углеродного регулирования в отношении товаров, импортируемых на территорию Евросоюза. В середине следующего года должно быть принято трансграничное углеродное регулирование в ЕС в отношении углеродоемких импортируемых товаров. Есть разные оценки того, какие последствия будут для российского экспорта в Европу, есть оценки разных аналитических и консалтинговых структур - это где-то 2,8-3,6 млрд евро в год», — сказал Александр Шохин.
«Для нас важно, чтобы трансграничное углеродное регулирование не оказалось инструментом недобросовестной конкуренции, есть основания полагать, что во многом это форма протекционизма для европейских компаний, - сказал Александр Шохин. - В России основные эмитенты CO2 - крупные компании, входящие в РСПП. Они реализуют мероприятия, в том числе по собственной инициативе, по сокращению выбросов на сотни миллиардов рублей, а 80% нашей электроэнергии вырабатывается на электростанциях с низким удельным выбросом парниковых газов. РСПП ведет совместную работу и с правительством, и с Российской академией наук чтобы сформировать правильную оценку поглощения углекислого газа экосистемами нашей страны. Мы вправе рассчитывать на использование других подходов, которые позволят учесть роль природы России в поглощении СО2. Экологические активы нашей страны - в первую очередь, леса, - должны обеспечить нам возможность в рамках международного партнерства не допустить использование "зеленой сделки" ЕС и трансграничного регулирования выбросов углекислого газа для создания препятствий экспорту российских товаров в Европу».
Директор департамента госполитики и регулирования в области гидрометеорологии, изучения Арктики, Антарктики и Мирового океана Минприроды России Сергей Хрущев привел ряд важных данных. Согласно кадастру, вся промышленность нашей страны выделяет 2,2 гигатонны эквивалента СО2 в год, при этом леса поглощают 590 гигатонн.
Председатель Комитета Госдумы по экологии и охране окружающей среды Владимир Бурматов считает российские леса при учете их поглощающей способности «пораженными в правах». В своем докладе он обратил внимание на политическую сторону вопроса.
«Деревья деревьями, а наши проблемы трансграничной дискриминации и углеродного регулирования - это другая реальность, - пояснил Владимир Бурматов. - Весь вопрос в том, с каким лицом, с какой риторикой и повесткой мы будем отстаивать интересы своего государства перед Евросоюзом».
В этой связи большое внимание уделяется развитию в России карбоновых полигонов. Первый из них запущен в Калужской области на территории нацпарка "Угра". Предполагается, что скоро в разных регионах страны может появиться до 80 таких площадок. Они позволяют оценить углеродный баланс, объем эмиссии и поглощения СО2 в конкретной местности. По первым оценкам, у России большое превышение поглощения перед эмиссией углекислого газа - страна сократила с 1990 до 2018 год объем выброса парниковых газов на 48%. Вооруженные этими научными данными российские эксперты смогут на переговорах с Евросоюзом аргументировано отстаивать интересы российского бизнеса.
Кроме того, в России готовится собственный законопроект, направленный на контроль углеводородных выбросов в стране, рассказал заместитель директора Департамента конкуренции, энергоэффективности и экологии Минэкономразвития России Андрей Чайка.
«Без достоверной информации о выбросах решения принимать трудно, - сказал Андрей Чайка. - Нам нужна собственная система учета, на основе которой можно выпускать углеродные единицы, демонстрировать реальную углеводородоемкость своей продукции. У нас до сих пор нет понимания, какие именно параметры углеродного регулирования готовится заложить Евросоюз. Как нет и однозначного понимания, хотят ли они сохранить климат на планете и добиться реального снижения выбросов или только наполнить бюджет Евросоюза после пандемии».
Генеральный директор ВЦИОМ Валерий Федоров привел данные, которые показывают, что 52% опрошенных считают проблему изменения климата серьезной, при этом как минимум 40% считают ее надуманной и раздутой.
Исследования также показали, что большинство респондентов не поддерживают продвигаемую Евросоюзом экологическую инициативу о необходимости платить больше за товары и услуги с условием, что средства пойдут на внедрение альтернативных источников энергии и повышение энергоэффективности важных объектов.
«Готовы мы платить больше? 76% опрошенных, 3/4, не готовы платить больше за топливо, практически столько же, 74% — за коммунальные услуги, обслуживание домов, 69% — за электроэнергию, 2/3 — за автомобиль, и 62% — за общественный транспорт, не готовы платить больше... 68% полагает, что Евросоюз таким инициативами, на самом деле хочет нас заставить платить больше», — сказал Валерий Федоров.
Генеральный директор «ЕвроХима», первый заместитель председателя Комитета РСПП по экологии и природопользованию Игорь Нечаев в своем докладе подчеркнул, что Евросоюз пытается использовать экологическую повестку, в частности трансграничное углеродное регулирование, в качестве инструмента недобросовестной конкуренции.
«Надо понимать, что данные меры носят заведомо протекционистский характер, объясняются экономическими и геополитическими интересами стран Евросоюза, в том числе необходимостью повышения конкурентоспособности европейских производителей. Это торговая история, и к углеродной повестке она имеет отношение только исходя из названия», - сказал он.
«Использование Парижского соглашения и экологической повестки в целом как инструмента для недобросовестной конкуренции представляется неприемлемым», — подчеркнул Игорь Нечаев.
По его словам, этот вопрос должен переместиться из области экологической повестки в область экономических вопросов.
Игорь Нечаев подчеркнул, что к 2030 году РФ останется лидером по сокращению выбросов парниковых газов. Все большее значение приобретают сбор и утилизация свалочного газа, повышение эффективности инфраструктурных объектов, повышение энергоемкости производств при переходе на НДТ.
Заместитель министра энергетики РФ Анатолий Яновский призвал скоординировать действия правительства и РСПП по ключевым вопросам экологической повестки. Он приветствовал создание в рамках союза Комитета по климатической политике и углеродному регулированию.
Руководитель Центра экологии и развития Института Европы РАН, профессор Финансового университета при Правительстве РФ Сергей Рогинко подверг резкой критике политику Евросоюза в отношении трансграничного регулирования.
«Многие считают, что вопрос трансграничного регулирования решен, но это не так. Нам предъявили «хотелки», которые слегка «обнаучены». Получается, что я (европейские страны – прим. ред.) плачу за углерод, условно говоря, по 30 евро за тонну, и у меня поэтому большие издержки – давайте мы тоже возьмем с вас (с России – прим. ред.) 30 евро за тонну и решим вопрос. Это уровень аргументации младшей группы детского сада! Если у кого-то большие издержи на углероды – давайте их навесим на соседей. Если следовать этой логике, то рассыплется вся система международной торговли, понравится ли мировым игрокам такая практика? Реально трансграничный перенос своих внутренних правил проводит только США. В остальных странах это не позволено. ЕС не раз пытался заявить свои права на такой стиль международного поведения, и каждый раз ему доставалось», - сказал Сергей Рогинко.
«Тактика Евросоюза достаточно хитрая – они разбивают противников по одиночке и с каждым из них ведут консультации, у каждого пытаются выяснить слабые стороны, куда нажать. Нужно противостоять этой тактике, объединяться потенциальным объектам европейских усилий за спиной Евросоюза, нужно блокироваться, нужно создавать совместны рабочие группы со странами, которые являются потенциальными объектами «атак» ЕС», - добавил Сергей Рогинко.
Также с докладами выступили заместитель генерального директора по взаимодействию с органами государственной власти компании «Металлоинвест» Юлия Шабала, заместитель генерального директора компании «Эн+Девелопмент» Антон Бутманов, руководитель группы операционных рисков и устойчивого развития КПМГ в России и СНГ Игорь Коротецкий, президент Национального рейтингового агентства Виктор Четвериков и другие. В работе форума приняли участие: статс-секретарь — вице-президент по взаимодействию с органами власти и управления «Норникеля» Дмитрий Пристансков, представители компаний «Лукойл», «ВТБ», «НЛМК», «Мечел», «СУЭК», «Северсталь», «ТМК», «Русал», «Эр-Телеком», «КАТЮША Ай Ти»
По итогам форума его резолюцией Правительству Российской Федерации было рекомендовано ускорить внесение в Госдуму проекта федерального закона «О государственном регулировании выбросов парниковых газов и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в редакции, подготовленной Минэкономразвития России и предусматривающей формирование комплексного подхода к вопросам отчетности регулируемых организаций и к реализации климатических проектов; обеспечить с участием заинтересованных представителей бизнес-сообщества формирование комплексных нормативно-правовых и инфраструктурных условий для реализации климатических проектов, использования их результатов, в том числе для снижения углеродного следа продукции и другое.